Троицкий мост – один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга, выдающийся памятник инженерно-архитектурного искусства начала XX века. Этот грандиозный разводной мост через Неву является важнейшей транспортной артерией, соединяющей центр города с Петроградской стороной, а также одним из наиболее впечатляющих сооружений Северной столицы. Предлагаем вам ближе познакомиться с богатой историей и удивительными особенностями легендарного Троицкого моста.
Характеристики Троицкого моста
- Официальное название: Троицкий мост
- Расположение: через реку Неву
- Соединяет: Суворовскую площадь (Центральный район) с Троицкой площадью (Петроградский район)
- Общая длина: 582 метра
- Ширина моста: 23,6 метра
- Год открытия: 1903
- Проект: французская фирма «Батиньоль»
- Конструкция: 10-пролетный металлический мост с разводным пролетом
- Ближайшие достопримечательности: Марсово поле, Летний сад, Петропавловская крепость, Спас на Крови
- Ближайшие станции метро: «Горьковская» (580 м), «Площадь Ленина» (960 м)
Карта
История создания
Первая переправа на месте современного Троицкого моста появилась еще в 1803 году – это был наплавной мост на деревянных барках. В 1827 году его сменил плашкоутный Суворовский мост, названный в честь находящейся рядом площади. Суворовский мост отличался богатым убранством – все чугунные детали были покрыты сусальным золотом.
В 1890-х годах городские власти приняли решение о строительстве постоянного моста. В международном конкурсе победил проект французской компании «Батиньоль», предложившей использовать новаторские для того времени технологии.
Сооружение Троицкого моста велось с 1897 по 1903 год. Согласно договору, строительство осуществлялось силами российских рабочих и с применением отечественных материалов. Торжественная церемония открытия моста с участием императора Николая II состоялась 16 (29) мая 1903 года и была приурочена к 200-летию Санкт-Петербурга. Свое название мост получил по располагавшемуся рядом Троицкому собору, который был снесен в 1930-е годы.
В советское время Троицкий мост пережил несколько переименований, назывался мостом Равенства, затем Кировским мостом. Историческое имя вернулось к нему только в 1991 году. За свою более чем вековую историю мост неоднократно ремонтировался, самая масштабная реконструкция была проведена в 2001-2002 годах.
Уникальная конструкция
Троицкий мост уникален своей конструкцией и является выдающимся инженерным достижением своего времени. Это первый в России мост, построенный по принципу консольно-балочной системы с криволинейным очертанием поясов. Такая конструкция позволила облегчить вес пролетных строений и сэкономить металл.
Длина моста составляет 582 метра, он имеет 10 пролетов. Разводной двукрылый пролет располагается у левого берега. Центральный пролет длиной 96 метров перекрыт красивейшей стальной аркой. Пролетные строения выполнены в виде сквозных металлических ферм. Механизм развода крыльев с помощью электромоторов, применённый на Троицком мосту, был новаторским для начала XX века.
Мост украшен изящными «ростральными» колоннами и обелисками из красного гранита, увенчанными бронзовыми двуглавыми орлами. Перильные ограждения выполнены в технике художественного чугунного литья. Все архитектурные элементы моста тщательно продуманы и придают ему величественный, торжественный облик.
Что посмотреть
С Троицкого моста открываются захватывающие панорамы исторического центра Петербурга. Отсюда можно полюбоваться ансамблем стрелки Васильевского острова, видом на Зимний дворец и Петропавловскую крепость, Летний сад и Марсово поле, рассмотреть сразу семь других мостов через Неву и ее рукава.
Сам процесс разводки Троицкого моста – впечатляющее зрелище, традиционно привлекающее множество зрителей в период навигации на Неве. Особенно эффектно смотрится ночная подсветка моста, придающая ему сказочный и торжественный вид.
Где сделать красивые фото на Троицком мосту
Самые эффектные виды на Троицкий мост открываются:
- С противоположного берега Невы – Петровской и Петроградской набережных
- С Дворцовой набережной и Дворцового моста
- С воды во время прогулки на речном трамвайчике или теплоходе
❗Чтобы в полной мере насладиться захватывающими видами Троицкого моста, запечатлеть его красоту в разное время суток, рекомендуем совершить увлекательную дневную или романтическую ночную прогулку на теплоходе с остановкой у Троицкого моста.
Интересные факты о Троицком мосте
- Существует легенда, что знаменитый советский летчик Валерий Чкалов в 1920-е годы пролетел под Троицким мостом на самолете, чтобы произвести впечатление на свою будущую жену.
- На оформлении Троицкого моста скульптурами двуглавых орлов настоял лично император Николай II. В советское время орлов заменили на пятиконечные звезды, а в ходе реставрации 2002 года – вернули на прежнее место.
- В середине моста на перилах есть специальная отметка, символизирующая пересечение Пулковского меридиана.
- Троицкий мост – единственный в Петербурге, который разводят специально для праздника выпускников «Алые Паруса». Под разведенными крыльями моста проходит бригантина под алыми парусами – символ праздника и мечты.
Как добраться
- На метро: ближайшие станции «Горьковская» (580 м) и «Площадь Ленина» (960 м). От них до моста можно дойти пешком за 10-15 минут.
- На наземном транспорте: по Каменноостровскому проспекту идут троллейбусы № 1, 9, 31, трамваи № 6, 40, автобусы № 46, 49, 76. Остановка «Троицкая площадь».
- На автомобиле: мост соединяет Суворовскую площадь (наб. Кутузова) с Троицкой площадью (Каменноостровский пр.). Имеются парковочные места.
Разводка Троицкого моста
Троицкий мост разводят для пропуска судов ежедневно в период летней навигации на Неве (с апреля по ноябрь) по следующему графику:
- с 1:20 до 4:50 ночью
- дополнительно днем с 14:00 до 14:55 (только в будние дни)
Следует учитывать, что в период разводки моста движение транспорта и пешеходов по нему полностью прекращается.
Троицкий мост – одна из визитных карточек Санкт-Петербурга, уникальный памятник инженерного и архитектурного искусства, с которым связано множество важных исторических событий и легенд. Это не просто одна из ключевых транспортных артерий города, но и место, позволяющее в полной мере ощутить величие, красоту и особую атмосферу Северной столицы.