Большеохтинский мост — второй постоянный мост через реку Неву в Санкт-Петербурге. Он соединяет исторический центр города с Красногвардейским районом (ранее – Большой Охтой), откуда и получил свое название. Выдающееся инженерное сооружение длиной более 330 метров считалось самым длинным на момент открытия в 1911 году и сегодня впечатляет своими размерами и конструкцией.
Характеристики Большеохтинского моста
- Расположение: соединяет Центральный район и Красногвардейский (Большую Охту)
- Общая длина: 336,1 м
- Ширина моста: 26 м
- Тип конструкции: металлический трехпролетный мост с центральным разводным двукрылым пролетом
- Инженеры: Г.Г. Кривошеин, В.П. Апышков
- Архитекторы: В.П. Апышков
- Годы строительства: 1909-1911
- Открытие: 26 октября 1911 г.
- Ближайшие станции метро: Новочеркасская, Чернышевская
Карта
Точное расположение Большеохтинского моста можно посмотреть на карте ниже:
История строительства Большеохтинского моста
Идея постройки моста в районе Охты возникла еще в 1829 году в рамках перспективного плана развития Санкт-Петербурга. Но тогда ограничились только лодочной переправой.
Необходимость стационарного моста стала особенно очевидна во второй половине XIX века, когда Охта превращалась в промышленный район. В 1887 году Городская Дума приняла решение о месте строительства будущего моста напротив Смольного монастыря.
В 1901 году объявили международный конкурс проектов, на который поступило 16 заявок от российских и зарубежных инженеров. Однако ни один вариант не устроил комиссию. В итоге вне конкурса был принят проект профессора Г.Г. Кривошеина и военного инженера В.П. Апышкова.
Они предложили оригинальную трехпролетную конструкцию с центральным разводным механизмом и металлическими арочными фермами боковых пролетов, которые на тот момент стали самыми длинными в городе – по 136 м.
Строительство моста велось с 1909 по 1911 год варшавской фирмой “Рудзкий и Ко.” под руководством Г.Г. Кривошеина. Торжественная закладка состоялась 26 июня 1909 года в присутствии Николая II, который повелел назвать мост именем Петра Великого.
Открытие моста состоялось 26 октября 1911 года, хотя отдельные работы продолжались до 1913-го. Переправа стала лучшей на Неве по условиям судоходства за счет высокого центрального пролета.
За свою более чем вековую историю Большеохтинский мост пережил революцию и блокаду, несколько ремонтов и реконструкций. Но при этом сохранил свой исторический облик, став одной из узнаваемых достопримечательностей Петербурга.
Особенности конструкции и разводки моста
Большеохтинский мост состоит из трех пролетов: два боковых перекрыты металлическими арочными фермами, а центральный – разводной двухкрылый. При разводке крылья центрального пролета весом более 1000 тонн симметрично поднимаются вверх на 68 градусов.
Механизм разводки скрыт в двух башнях высотой 36 метров, на которых изначально были установлены зеркальные фонари. Они освещали фарватер Невы и подходы к мосту.
Опоры моста и спуски к воде облицованы гранитом. Архитектурный облик дополняют мемориальные доски с именами строителей и надпись “Мост Императора Петра Великого”, восстановленная в 1990-х.
По бокам моста устроены широкие тротуары для пешеходов, а также действовала трамвайная линия, которую демонтировали только в 2010 году. С 2017 на мосту работает реверсивная полоса для борьбы с пробками.
Режим разводки Большеохтинского моста
Прекращение движения | Начало разводки | Окончание разводки | Открытие движения |
---|---|---|---|
1:40, 3:40 | 2:00, 3:45 | 4:55 | 5:00 |
Мост разводят ночью для пропуска судов дважды за ночь с 10 апреля по 30 ноября. Наиболее эффектно это зрелище выглядит в период белых ночей.
Где сделать лучшие фото моста
Красивые виды на Большеохтинский мост открываются с нескольких точек:
- Смольная набережная – классический вид на мост с высокого левого берега Невы
- Свердловская набережная – панорама моста со стороны Большой Охты
- Большеохтинский мост – можно прогуляться по самому мосту и охватить весь масштаб сооружения
-
❗Река Нева – необычные ракурсы моста можно поймать во время дневных и ночных водных прогулок на теплоходах
Интересные факты о Большеохтинском мосте
- Это первый петербургский мост, построенный специально для трамвайного движения
- До революции 1917 года назывался Мостом Петра Великого
- При разводке крылья моста поднимаются на 68 градусов – выше, чем у Дворцового
- В 2011 году впервые была открыта для посещения одна из башен моста
Большеохтинский мост часто остается в тени своего ближайшего “коллеги” – Дворцового. Но это не менее интересный памятник инженерного искусства начала XX века. Прогулка по этому величественному сооружению и наблюдение за его ночной разводкой обязательно подарят вам новые впечатления от Санкт-Петербурга и его невероятных мостов.