Теплоход типа «Фонтанка»


Автор материала: капитан-механик Варапайкин Сергей Александрович
Стаж работы на флоте с 1998 года


Перевозка пассажиров на местных линиях – задача для небольших пассажирских судов. Для разных регионов нашей родины, в советское время, были разработаны несколько проектов
судов. Самыми узнаваемыми являются суда пр. 792 тип «ПС», пр. Р-118 тип «Фонтанка», пр. Р-51 тип «Москва», пр. Р-35 тип «Нева», пр. 544 тип «Москвич» и пр. 780 тип «ОМ».

История

Проекты данных судов разрабатывались и реализовывались с 1950 по 1999 года, некоторые суда строились за пределами СССР. Практически у каждого проекта были разновидности, например у судна проекта Р-118 были «собратья» – пр. 2105, пр. 82510, пр. Р-118.2, пр. Р-118.3, пр. Р-118В, появившиеся уже в период с 2005 по 2015 года.
Изначально суда типа «Фонтанка» проектировались и строились для организации экскурсионного
обслуживания на реках и каналах Ленинграда. Головной проект Р-118 имел меньшую длину, высоту и мощность силовой установки чем его нынешние наследники.

Технические данные

Изначальная пассажировместимость судов типа «Фонтанка» составляла 80 человек. Суда, 
построенные начиная с 2004 года, имели уже уменьшенную до 40-50 человек пассажировместимость, чем у судов головного проекта. Будучи внешне довольно-таки схожими суда, именуемые «Фонтанками», на само деле не редко отличаются.
В зависимости от проекта они могут быть длиной от 19,0 до 21,6 метра, встречаются и разные
обводы корпуса, например пр. 118.3 – тримаран. Так же могут отличаться типом и количеством
движителей, то есть быть водометными или двухвинтовыми.

Основные характеристики:

Длина габаритная, м ………………………………………………………………………………21,6
Длина наибольшая, м. ………………………………………………………………………………21,0
Длина по КВЛ, м ……………………………………………………………………………………20,5
Ширина габаритная, м……………………………………………………………………………5,43
Ширина по КВЛ, м…………………………………………………………………………………4,83
Высота борта, м …………………………………………………………………………………….1,30
Осадка, м………………………………………………………………………………………………..0,58
Водоизмещение полное, т………………………………………………………………………41,84
Экипаж, чел…………………………………………………………………………………………… 2
Пассажировместимость, чел………………………………………………………………….. 100

Количество проектов одного типа судна объясняется довольно просто – у проектной документации
всегда есть правообладатель и срок действия. Это означает что любой желающий не может
построить судно без должным образом оформленного разрешения правообладателя. По
истечению срока действия проекта его необходимо актуализировать путём внесения корректуры,
при необходимости и согласовать в РРР (Речном Регистре). Так же такое количество проектов
объясняется «адаптацией» начального проекта под заказчика, то есть изменением существенных
характеристик- длины, количества отсеков, замены силовой установки или ВРК (винто-рулевого
комплекса), пассажировместимости и т.д.

Фотографии теплохода «Фонтанка»

Действующие проекты

На данный момент строительство судов типа «Фонтанка» возможно только по одному
действующему проекту — проект 2020. По данному проекту в 2020 году построено головное судно, носящее имя «Атлант».
Отличительной особенностью проекта 2020 от его предшественников является увеличенная длина
судна, она составляет 21,6 метра (прежде она была не более 20,63 м.), комфортная высота в
салоне она равна 2,05 метра, большая пассажировместимость – 100 человек. Так же при
проектировании данного судна была сделана ставка на экологическую безопасность и
непотопляемость путём реализации новых конструктивных корпусных решений.

Спецификация судна проекта 2020

  • Назначение судна – проведение экскурсий и прогулок пассажиров по рекам и каналам Санкт-Петербурга.
  • Архитектурно-конструктивный тип – пассажирское судно с полуутопленной остекленной надстройкой, подпалубным машинным отделением в кормовой части, двухвальное винтовое с ограниченным надводным габаритом и избыточным надводным бортом.
  • Класс судна «✠ Р1,2 А» Российского Речного Регистра.
  • Район плавания – водные бассейны разряда «Р» Российского Речного Регистра (приложение 1 ПКПС, часть 0) без выхода на участки с морским режимом судоходства.

Судно относится к III категории по требованиям Санитарных правил и норм СанПиН 2.5.2-703-98.
Судно спроектировано в соответствии со следующей нормативной документацией:

  1. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, 2018г.
  2. Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, 2003 г.
  3. Правила классификации и постройки судов (ПКПС). Российский Речной Регистр, 2019г.
  4. Правила предотвращения загрязнения окружающей среды с судов (ППЗС). Российский Речной Регистр, 2019г.
  5. Санитарные нормы и правила для судов внутреннего и смешанного плавания. СанПиН 2.5.2-703-98.
  6. Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию.НС-59-р.
  7. Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта(постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта»).

Остойчивость и непотопляемость Остойчивость судна удовлетворяет требованиям Правил РРР по
основному критерию остойчивости и по дополнительным требованиям к остойчивости
пассажирских судов класса «Р». Непотопляемость и аварийная остойчивость удовлетворяют
требований Правил РРР к пассажирским судам класса «Р» и обеспечены при затоплении каждого
отсека в отдельности.
Общее количество судов типа «Фонтанка» построенных с самого первого 1974 года по 2020 год
составляет порядка 60 единиц.

Похожие статьи
Все статьи