Финляндский железнодорожный мост в Санкт-Петербурге: история, особенности, фото

финляндский железнодорожный мост
Финляндский железнодорожный мост – один из старейших и самых необычных мостов Санкт-Петербурга. Он соединяет берега Невы севернее Литейного моста и служит для пропуска поездов с Финляндского вокзала в сторону Выборга и Хельсинки. Несмотря на свое утилитарное назначение, мост обладает строгой индустриальной красотой и притягивает любителей нетривиальных городских видов.

Характеристики моста

  • Официальное название: Финляндский железнодорожный мост
  • Через какую реку перекинут: Большая Нева
  • Длина моста: 514 метров
  • Ширина моста: 20 метров
  • Год постройки: 1912 (существующий мост), 1870 (первый мост)
  • Авторы проекта: инженеры Н.А. Белелюбский, И.Г. Александров, К.Я. Михайловский (существующий мост), Д.И. Журавский и С.В. Кербедз (первый мост)
  • Тип конструкции: двухпутный металлический консольно-балочный мост, центральный пролет – двукрылый раскрывающийся
  • Ближайшие достопримечательности: Финляндский вокзал, ансамбль площади Ленина, памятник Ленину, дом-музей Ф.И. Шаляпина, Нева-Лофт
  • Ближайшая станция метро: Площадь Ленина
Финляндский железнодорожный мост – последний разводной мост на Неве перед ее разделением на Большую и Малую Невку. Он предназначен исключительно для движения поездов и является частью Сортировочной-Московской железнодорожной линии.

Карта

Фото моста

финляндский железнодорожный мост
финляндский железнодорожный мост
финляндский железнодорожный мост
финляндский железнодорожный мост

История моста

История Финляндского железнодорожного моста восходит к середине XIX века, когда встал вопрос о продлении Финляндской железной дороги до Санкт-Петербурга.

Ключевые этапы:

  • 1870 год: по проекту инженеров Д. И. Журавского и С. В. Кербедза построен первый постоянный Финляндский мост. Это был однопутный мост балочно-консольной системы с двумя разводными пролетами.
  • 1900-1910 годы: в связи с ростом грузо- и пассажиропотока на Финляндском направлении принимается решение о строительстве более мощного моста. Проект разработали инженеры Н. А. Белелюбский, И. Г. Александров, К. Я. Михайловский.
  • 1912 год: открытие движения по новому двухпутному Финляндскому мосту. Он стал одним из первых в России консольно-балочных мостов с двукрылым раскрывающимся пролетным строением. Фермы моста клепаные, из стали.
  • 1918 год: Финляндский мост сильно пострадал во время Гражданской войны. Отступая из Петрограда, белогвардейцы взорвали разводной пролет. Мост пришлось восстанавливать.
  • 1983-1987 годы: проведена реконструкция моста с заменой металлических пролетных строений. Внешний облик моста максимально приближен к историческому.
  • 2018 год: завершена реставрация внешнего освещения и художественной подсветки моста.
  • Наши дни: Финляндский железнодорожный мост – действующее инженерное сооружение, памятник мостостроения начала XX века. По нему ежедневно проходят сотни поездов и электричек.

Что посмотреть

Финляндский железнодорожный мост интересен прежде всего как выдающееся инженерное сооружение и памятник промышленной архитектуры.

Обратите внимание:

  • Опоры моста – массивные каменные быки, облицованные гранитными блоками. Они опираются на высокий свайный ростверк и заглублены в дно реки на 16 метров.
  • Фермы моста – решетчатые стальные конструкции с треугольным очертанием верхнего пояса. Несмотря на кажущуюся легкость, они могут выдерживать значительные нагрузки от тяжелых составов.
  • Центральный разводной пролет – настоящий шедевр инженерного искусства. Он состоит из двух раскрывающихся крыльев, которые в разведенном состоянии располагаются почти вертикально, напоминая готические башни.
  • Механизм разводки – уникальная конструкция с зубчатыми колесами, шестернями, противовесами, рассчитанная с ювелирной точностью. Развести и свести мост – целая инженерная операция.
  • Перильные ограждения и фонари – выполнены в характерном для начала XX века стиле модерн. Их рисунок перекликается с художественным оформлением соседнего Литейного моста.
В окрестностях Финляндского железнодорожного моста немало других достопримечательностей – исторические здания Финляндского вокзала, площадь Ленина с монументом вождю, набережные Невы, бывшие промышленные корпуса, превращенные в лофты и креативные пространства. Прогулка в этом районе позволяет увидеть Петербург с непривычного ракурса.

Где сделать красивые фото

Финляндский железнодорожный мост – необычный и благодарный объект для фотосъемки. Вот несколько локаций, откуда получаются самые эффектные кадры:
  1. Арсенальная набережная – отсюда хорошо видна панорама моста в окружении бывших промышленных зданий Выборгской стороны. Особенно впечатляет, когда в кадр попадает проходящий по мосту поезд.
  2. Сад “Нева” – зеленая зона на правом берегу, почти напротив моста. Здесь можно снять Финляндский мост с другого ракурса, на фоне купола Смольного собора и новостроек Невского района.
  3. Литейный мост – перейдя на противоположный берег Невы, вы сможете сфотографировать Финляндский мост во всю длину, с поездами и разведенными крыльями пролета. Лучшее время – на закате или в сумерках, когда включается подсветка.
  4. Водная прогулка на теплоходе. Снимки с воды позволяют подчеркнуть строгую геометрию моста, передать ощущение его масштаба и мощи. Рекомендуем сделать серию кадров с борта теплохода в разное время суток:
Пройдя под сводами моста или поднявшись на палубу теплохода, вы сможете в буквальном смысле прикоснуться к истории и поймать в объектив уникальные урбанистические пейзажи Петербурга.

Интересные факты

  • Первый Финляндский железнодорожный мост был крупнейшим мостовым сооружением России своего времени. Для его постройки применялись передовые инженерные и технологические решения, в частности, железобетон и электросварка.
  • В начале XX века Финляндский мост был местом притяжения самоубийц. Сводки петербургских газет пестрели заголовками вроде “Прыжок с Финляндского моста”, “Утопленница с моста”. Проблема встала так остро, что на мосту даже дежурила специальная лодка со спасателями.
  • С Финляндским мостом связана тема “Ленин и революция”. В апреле 1917 года Ленин возвращался из эмиграции через Финляндский вокзал и, соответственно, проезжал по этому мосту. Мост также был одной из “горячих точек” во время Октябрьского вооруженного восстания.
  • Городская легенда гласит, что в одной из опор моста замурована капсула с посланием потомкам от строителей. Якобы она должна быть вскрыта в 2112 году – спустя 200 лет после открытия моста.
  • Во время навигации на Неве по Финляндскому железнодорожному мосту проходит более 100 поездов в сутки. Но на время разводки переправа полностью закрывается для движения, и машинист обязан остановить состав перед сигнальными огнями.

Как добраться

Добраться до Финляндского железнодорожного моста удобнее всего на метро:
  • Станция метро “Площадь Ленина” (красная линия) – ближайшая к мосту. Из метро нужно выйти на Боткинскую улицу, перейти Неву по Литейному мосту, затем повернуть направо на Арсенальную набережную и идти 10-15 минут в сторону моста.
  • Станция метро “Чернышевская” (красная линия) – выход на улицу Чайковского. Далее пешком по Потемкинской улице и Арсенальной набережной около 2 км до Финляндского моста.
Наземный транспорт:
  • Трамваи № 23, 30 (остановки “Боткинская улица” или “Финляндский вокзал”)
  • Автобусы № 46 (остановка “Арсенальная набережная”), № 49 (остановка “Финляндский вокзал”)
Можно подъехать на такси или личном автомобиле прямо к Арсенальной набережной или набережной Академика Лазарева на правом берегу Невы, откуда до моста идти всего 100-200 метров. Но нужно быть готовым к тому, что парковочных мест прямо у моста нет – придется оставлять машину на соседних улицах.

Когда разводят мост

Финляндский железнодорожный мост разводят в период навигации на Неве с апреля по ноябрь, чтобы пропустить суда. График разводки зависит от дня недели:
  • Понедельник-пятница:
    • Разводка в 2:20, сводка в 5:10
  • Суббота-воскресенье:
    • Разводка в 2:20, сводка в 5:20
    • Дополнительная разводка с 23:00 до 1:15
Если вы планируете прогулку вдоль Невы, снимки разведенного моста или хотите попасть на поезд, учитывайте этот график. Полюбоваться Финляндским мостом можно как днем, так и ночью. Но именно в темное время, когда две его половинки медленно разъезжаются и на фоне черного неба выступают фермы, залитые светом прожекторов, мост производит совершенно фантастическое и незабываемое впечатление. Это настоящая магия инженерной мысли и волшебство белых ночей. Отправляйтесь на прогулку к Финляндскому железнодорожному мосту, чтобы увидеть другое лицо Петербурга – могучее, индустриальное, овеянное революционной романтикой – и вы получите массу впечатлений и необычных фотографий. Быть может, вам повезет запечатлеть разведенные крылья моста, взметнувшиеся над темными водами Невы, или локомотив, влекущий за собой вереницу огней.
Похожие статьи
Все статьи
discount