Содержание:
Финляндский железнодорожный мост – один из старейших и самых необычных мостов Санкт-Петербурга. Он соединяет берега Невы севернее Литейного моста и служит для пропуска поездов с Финляндского вокзала в сторону Выборга и Хельсинки. Несмотря на свое утилитарное назначение, мост обладает строгой индустриальной красотой и притягивает любителей нетривиальных городских видов.
Характеристики моста
- Официальное название: Финляндский железнодорожный мост
- Через какую реку перекинут: Большая Нева
- Длина моста: 514 метров
- Ширина моста: 20 метров
- Год постройки: 1912 (существующий мост), 1870 (первый мост)
- Авторы проекта: инженеры Н.А. Белелюбский, И.Г. Александров, К.Я. Михайловский (существующий мост), Д.И. Журавский и С.В. Кербедз (первый мост)
- Тип конструкции: двухпутный металлический консольно-балочный мост, центральный пролет – двукрылый раскрывающийся
- Ближайшие достопримечательности: Финляндский вокзал, ансамбль площади Ленина, памятник Ленину, дом-музей Ф.И. Шаляпина, Нева-Лофт
- Ближайшая станция метро: Площадь Ленина
Карта
Фото моста
История моста
История Финляндского железнодорожного моста восходит к середине XIX века, когда встал вопрос о продлении Финляндской железной дороги до Санкт-Петербурга.Ключевые этапы:
- 1870 год: по проекту инженеров Д. И. Журавского и С. В. Кербедза построен первый постоянный Финляндский мост. Это был однопутный мост балочно-консольной системы с двумя разводными пролетами.
- 1900-1910 годы: в связи с ростом грузо- и пассажиропотока на Финляндском направлении принимается решение о строительстве более мощного моста. Проект разработали инженеры Н. А. Белелюбский, И. Г. Александров, К. Я. Михайловский.
- 1912 год: открытие движения по новому двухпутному Финляндскому мосту. Он стал одним из первых в России консольно-балочных мостов с двукрылым раскрывающимся пролетным строением. Фермы моста клепаные, из стали.
- 1918 год: Финляндский мост сильно пострадал во время Гражданской войны. Отступая из Петрограда, белогвардейцы взорвали разводной пролет. Мост пришлось восстанавливать.
- 1983-1987 годы: проведена реконструкция моста с заменой металлических пролетных строений. Внешний облик моста максимально приближен к историческому.
- 2018 год: завершена реставрация внешнего освещения и художественной подсветки моста.
- Наши дни: Финляндский железнодорожный мост – действующее инженерное сооружение, памятник мостостроения начала XX века. По нему ежедневно проходят сотни поездов и электричек.
Что посмотреть
Финляндский железнодорожный мост интересен прежде всего как выдающееся инженерное сооружение и памятник промышленной архитектуры.Обратите внимание:
- Опоры моста – массивные каменные быки, облицованные гранитными блоками. Они опираются на высокий свайный ростверк и заглублены в дно реки на 16 метров.
- Фермы моста – решетчатые стальные конструкции с треугольным очертанием верхнего пояса. Несмотря на кажущуюся легкость, они могут выдерживать значительные нагрузки от тяжелых составов.
- Центральный разводной пролет – настоящий шедевр инженерного искусства. Он состоит из двух раскрывающихся крыльев, которые в разведенном состоянии располагаются почти вертикально, напоминая готические башни.
- Механизм разводки – уникальная конструкция с зубчатыми колесами, шестернями, противовесами, рассчитанная с ювелирной точностью. Развести и свести мост – целая инженерная операция.
- Перильные ограждения и фонари – выполнены в характерном для начала XX века стиле модерн. Их рисунок перекликается с художественным оформлением соседнего Литейного моста.
Где сделать красивые фото
Финляндский железнодорожный мост – необычный и благодарный объект для фотосъемки. Вот несколько локаций, откуда получаются самые эффектные кадры:- Арсенальная набережная – отсюда хорошо видна панорама моста в окружении бывших промышленных зданий Выборгской стороны. Особенно впечатляет, когда в кадр попадает проходящий по мосту поезд.
- Сад “Нева” – зеленая зона на правом берегу, почти напротив моста. Здесь можно снять Финляндский мост с другого ракурса, на фоне купола Смольного собора и новостроек Невского района.
- Литейный мост – перейдя на противоположный берег Невы, вы сможете сфотографировать Финляндский мост во всю длину, с поездами и разведенными крыльями пролета. Лучшее время – на закате или в сумерках, когда включается подсветка.
- Водная прогулка на теплоходе. Снимки с воды позволяют подчеркнуть строгую геометрию моста, передать ощущение его масштаба и мощи. Рекомендуем сделать серию кадров с борта теплохода в разное время суток:
- Дневная прогулка – для детальных планов и репортажной съемки
- Ночная прогулка – чтобы запечатлеть романтику огней и подсветок
Интересные факты
- Первый Финляндский железнодорожный мост был крупнейшим мостовым сооружением России своего времени. Для его постройки применялись передовые инженерные и технологические решения, в частности, железобетон и электросварка.
- В начале XX века Финляндский мост был местом притяжения самоубийц. Сводки петербургских газет пестрели заголовками вроде “Прыжок с Финляндского моста”, “Утопленница с моста”. Проблема встала так остро, что на мосту даже дежурила специальная лодка со спасателями.
- С Финляндским мостом связана тема “Ленин и революция”. В апреле 1917 года Ленин возвращался из эмиграции через Финляндский вокзал и, соответственно, проезжал по этому мосту. Мост также был одной из “горячих точек” во время Октябрьского вооруженного восстания.
- Городская легенда гласит, что в одной из опор моста замурована капсула с посланием потомкам от строителей. Якобы она должна быть вскрыта в 2112 году – спустя 200 лет после открытия моста.
- Во время навигации на Неве по Финляндскому железнодорожному мосту проходит более 100 поездов в сутки. Но на время разводки переправа полностью закрывается для движения, и машинист обязан остановить состав перед сигнальными огнями.
Как добраться
Добраться до Финляндского железнодорожного моста удобнее всего на метро:- Станция метро “Площадь Ленина” (красная линия) – ближайшая к мосту. Из метро нужно выйти на Боткинскую улицу, перейти Неву по Литейному мосту, затем повернуть направо на Арсенальную набережную и идти 10-15 минут в сторону моста.
- Станция метро “Чернышевская” (красная линия) – выход на улицу Чайковского. Далее пешком по Потемкинской улице и Арсенальной набережной около 2 км до Финляндского моста.
- Трамваи № 23, 30 (остановки “Боткинская улица” или “Финляндский вокзал”)
- Автобусы № 46 (остановка “Арсенальная набережная”), № 49 (остановка “Финляндский вокзал”)
Когда разводят мост
Финляндский железнодорожный мост разводят в период навигации на Неве с апреля по ноябрь, чтобы пропустить суда. График разводки зависит от дня недели:- Понедельник-пятница:
- Разводка в 2:20, сводка в 5:10
- Суббота-воскресенье:
- Разводка в 2:20, сводка в 5:20
- Дополнительная разводка с 23:00 до 1:15
Похожие статьи