Содержание:
Литейный мост – одна из самых ярких достопримечательностей и узнаваемых символов Санкт-Петербурга. Он перекинут через Неву в историческом центре города и соединяет между собой Выборгскую и Спасскую стороны. Монументальный силуэт моста с разводными пролетами и башнями-павильонами хорошо знаком каждому петербуржцу и гостю города. С Литейного моста открываются великолепные виды на стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость, Дворцовую набережную. Прогулка по этому мосту – обязательный пункт туристической программы.
Характеристики моста
- Официальное название: Литейный мост
- Прежние названия: Александровский мост (1879-1917)
- Через какую реку перекинут: р. Нева
- Длина моста: 396 метров
- Ширина моста: 35,2 метра
- Количество пролетов: 6, из них 2 разводных
- Год постройки: 1879 (современный мост), 1875-1876 (предыдущий мост)
- Архитекторы: А.Е. Штукенберг, В.А. Гартман (проект внешнего оформления)
- Тип конструкции: консольно-балочный металлический мост с разводным пролетом посередине
- Ближайшие достопримечательности: Летний сад, Марсово поле, Спас на Крови, Петропавловская крепость, Эрмитаж
- Ближайшие станции метро: Чернышевская, Гостиный двор, Невский проспект
Карта
Фото моста
История моста
История Литейного моста насчитывает более двух столетий и связана с развитием прилегающих к Неве районов Санкт-Петербурга и растущими потребностями городского транспорта.- 1786 год: построен первый наплавной (плашкоутный) мост на этом месте по проекту французского инженера Ж.Р. Перроне. Мост состоял из деревянного настила на понтонах.
- Начало XIX века: наплавной мост неоднократно ремонтируют и перестраивают. В 1820-30-е годы по нему уже ходит конка, а в 1850-е – омнибусы.
- 1870-е годы: деревянный мост ветшает и не справляется с возросшим транспортным потоком. Инженеры А.Е. Струве и А.С. Лейтнер разрабатывают проект постоянного моста.
- 1875-1876 годы: построен металлический консольно-балочный мост на каменных опорах. Это первый в России мост, собранный из стальных конструкций.
- 1879 год: к открытию моста приурочена церемония его освящения и наречения Александровским – в честь императора Александра II.
- 1900-е годы: по мосту пущено трамвайное движение. Чтобы обеспечить проезд 900-тонных трамваев, несущие конструкции приходится усиливать.
- 1920-е годы: после революции Александровский мост переименован в Литейный – по близлежащему Литейному проспекту.
- 1967 год: Литейный мост становится первым в Ленинграде, на котором устанавливают декоративную художественную подсветку.
- 1990-2000-е годы: осуществлены капитальный ремонт и реставрация всех элементов моста с применением современных материалов и технологий.
Что посмотреть
Литейный мост интересен прежде всего как выдающийся памятник инженерной и архитектурной мысли второй половины XIX века, органично вписанный в ансамбль исторического центра.Обратите внимание:
- Разводной пролет – два центральных консольных крыла моста, которые поднимаются вверх при разводке. Механизмы разводки спрятаны внутри опор и башен-павильонов. Развод моста – впечатляющее зрелище.
- Башни-павильоны – четыре массивные каменные башни по краям разводного пролета. Их архитектурное оформление в неорусском стиле повторяет мотивы башен Московского Кремля – арочные проемы, зубцы-мерлоны, шатровые крыши.
- Перильное ограждение – художественное чугунное литье с повторяющимся рисунком в виде копий, картушей и растительных завитков. Узор ограды перекликается с убранством набережных и Марсова поля.
- Фонарные торшеры – изящные чугунные опоры освещения в форме факелов-треножников, установленные на башнях и по всей длине моста. Они обеспечивают мягкое ненавязчивое освещение.
- Гранитные обелиски – четыре обелиска, установленные на опорах моста по сторонам разводного пролета. Эти монументальные формы подчеркивают торжественный характер всего сооружения.
Где сделать красивые фото
Литейный мост – одна из самых популярных локаций для фото- и видеосъемки в Санкт-Петербурге. Снимать его можно в любое время года и суток, с разных ракурсов – всегда получится интересный кадр. Несколько идей для удачных фото:- На середине моста – классический вид на разводной пролет, башни, перспективу Невы. Лучше снимать на рассвете или закате, когда солнце окрашивает воду и металл в яркие цвета.
- У перил моста – кадры с декоративной оградой, фонарями, гранитными обелисками на фоне невских просторов. Особенно эффектно смотрится ночью, когда включается подсветка.
- С Петровской или Дворцовой набережной – общие планы моста через Неву, величественные виды разведенных крыльев пролета. Для панорамных снимков понадобится широкоугольный объектив.
- С воды, во время прогулки на теплоходе – необычные ракурсы моста с близкого расстояния, возможность поймать момент разводки. Советуем выбрать маршрут с ночной разводкой мостов:
- Дневные прогулки с остановкой у Литейного моста
- Ночные прогулки с разведенными мостами
Интересные факты
- При строительстве Литейного моста впервые в практике отечественного мостостроения применялись кессоны – конструкции для подводных работ. С их помощью возводились опоры на глубине до 30 метров.
- Чугунные башни-павильоны моста отливались на уральских заводах и доставлялись в Петербург по железной дороге. На сборку всех металлоконструкций ушло более 7500 пудов (около 120 тонн) чугуна.
- В 1905 году на середине Литейного моста проходила баррикада, возведенная восставшими рабочими. Об этих событиях напоминает мемориальная доска на одной из башен.
- По Литейному мосту дважды маршировали войска победителей – в 1945 году, возвращаясь с фронтов Великой Отечественной войны, и в 1965 году, во время празднования 20-летия Победы.
- Со дна Невы у Литейного моста не раз поднимали артефакты прошлого – старинные якоря, корабельные пушки, фрагменты деревянных судов. Часть находок передана в музеи города.
Как добраться
Литейный мост расположен в самом центре Петербурга, рядом со многими достопримечательностями и станциями метро.На метро:
- Станция “Невский проспект” – по выходу из метро перейти Неву по набережной в сторону моста (10-12 минут пешком).
- Станция “Чернышевская” – после выхода из метро пройти по ул. Чайковского и Потемкинской ул. до набережной Невы, затем направо по набережной до моста (15-20 минут пешком).
На наземном транспорте:
- Автобусы №№ 46, 49, 54, 191 – остановки рядом с мостом на Пироговской наб. и ул. Академика Лебедева.
- Троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11 – остановки на Литейном пр. в районе его пересечения с набережными Невы.
Когда разводят мост
Литейный мост разводится для пропуска судов в период навигации по Неве с апреля по ноябрь. График разводки:- Май-сентябрь: 01:40 – 04:45
- Октябрь-ноябрь, апрель: 03:00 – 05:00
Заключение
Прогулка по Литейному мосту – это путешествие сквозь века, возможность прикоснуться к живой истории и насладиться одними из лучших видов Петербурга. Этот мост не только важная транспортная артерия города, но и настоящий символ Санкт-Петербурга, воплощение его величия и красоты. Посетите Литейный мост в разное время суток и года. Утром вы сможете насладиться видом первых лучей солнца, играющих на водной глади Невы и металлических конструкциях моста. Днем вы увидите, как кипит жизнь в самом сердце Петербурга. А вечером и ночью вас ждет настоящее волшебство: подсвеченный мост, отражающийся в темных водах Невы, создает поистине сказочную атмосферу. Не упустите возможность увидеть разводку моста – это зрелище, которое завораживает даже тех, кто видел его уже много раз. Величественные крылья моста, поднимающиеся в небо, словно символизируют стремление Петербурга к высотам культуры и искусства. Литейный мост – это не просто инженерное сооружение, это живая легенда, часть души Санкт-Петербурга. Прогуливаясь по нему, вы не просто переходите с одного берега Невы на другой – вы совершаете путешествие во времени, прикасаетесь к истории великого города. Каждый шаг по этому мосту – это шаг по страницам петербургской летописи, возможность почувствовать себя частью удивительной истории города на Неве.Похожие статьи